Информация

Решение Верховного суда: Определение N 117-АПГ17-11 от 28.08.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№И7-АПГ17-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 8 г. Москва августа 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зинченко И.Н судей Горчаковой ЕВ. и Калининой Л. А при секретаре Костереве ДА рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Резанова В Л к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления № 173/925-1 от 25 июля 2017 г. «Об отказе в регистрации Резанова В Л , выдвинутого Общероссийской политической партией «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ кандидатом в Губернаторы города Севастополя» и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в Губернаторы города Севастополя по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского городского суда от 7 августа 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой ЕВ., объяснения представителя Резанова В.Л Прокофьева М.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя Севастопольской городской избирательной комиссии - Басовой Л.А возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила постановлением VI сессии I созыва Законодательного Собрания города Севастополя от 6 июня 2017 г., опубликованным 6 июня 2017 г. на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя №р://зеУ2акоп.ги, официальном интернет-портале правовой информации ппр:/Лу\улу.ргауо.§оу.ги и в печатном издании «Севастопольские известия», № 22(1920), выборы Губернатора города Севастополя назначены на 10 сентября 2017 г.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии (далее - Избирательная комиссия) № 173/925-1 от 25 июля 2017 г. Резанову В Л выдвинутому Общероссийской политической партией «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ», на основании подпунктов «в» и «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) отказано в регистрации кандидатом в Губернаторы города Севастополя (далее - Постановление об отказе в регистрации) в связи с представлением кандидатом выписки из протокола выдвинувшей кандидата политической партии Съезда, оформленной с нарушением требований гражданского законодательства, и отсутствием в представленных кандидатом листах поддержки подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя.

Резанов В.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления и возложении на Избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в Губернаторы города Севастополя.

В обоснование требований административный истец указывал, что норма Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № ЗЗО-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» (далее - Закон о выборах Губернатора Севастополя), устанавливающая в качестве обязательного условия для регистрации кандидата представление определенного количества подписей муниципальных депутатов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных при этом в восьми муниципальных образованиях из десяти существующих, не может применяться в ходе настоящей избирательной кампании ввиду ее противоречия основополагающим принципам избирательного процесса, нормам международного права о равенстве участников избирательного процесса, а также невозможности исполнить требования закона по объективным причинам.

Кроме того, ссылался на нарушение избирательным штабом кандидата

от политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» порядка сбора подписей, что явилось причиной непредставления Резановым В.Л. подписей депутатов в поддержку своего выдвижения на должность Губернатора.

По мнению административного истца, оформление выписки из протокола Съезда политической партии, выдвинувшей его кандидатом, не в соответствии с требованиями статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в его регистрации.

Решением Севастопольского городского суда от 7 августа 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Резанов В.Л. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не применение судом при принятии решения закона подлежащего применению, применение судом закона, не подлежащего применению, а также на неправильное истолкование судом норм материального права.

Относительно апелляционной жалобы Избирательной комиссией прокурором города Севастополя представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного акта.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме административный истец в судебное заседание не явился.

На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, на должность высшего должностного лица выдвигаются избирательным объединением, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, - путем самовыдвижения (пункт 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 26 Закона о выборах Губернатора города Севастополя выдвижение кандидата осуществляется избирательным объединением.

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального Закона № 67-ФЗ, часть 1 статьи 29, части 1 и 2 статьи 31 Закона о выборах Губернатора Севастополя).

Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных этим же законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ).

Приведенной норме корреспондируют предписания части 4 статьи 70 Закона о выборах Губернатора Севастополя.

Суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, дал верную правовую оценку заявленным требованиям, правомерно признав их необоснованными.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, в том числе на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, (далее - Губернатора) установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно подпункту «д.1» которого таковым является недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований представленных для регистрации кандидата на должность Губернатора.

На выборах Губернатора в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (пункт 17 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ (абзац четырнадцатый пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Статьей 28 Закона о выборах Губернатора Севастополя установлено что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора, депутат может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением (части 1 и 5).

Постановлением Избирательной комиссии от 26 мая 2017 г. № 154/768-1 определено, что число депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, чьи подписи должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Севастополя, составляет 12 и может превышать данное число подписей, но не более чем на 1 подпись, то есть составлять не более 13 подписей.

Федеральный законодатель в статье 37 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрел как нормы, регламентирующие сбор подписей избирателей (пункты 1-16), так и правовые предписания о сборе подписей депутатов (пункты 17-20).

Как следует из предписаний пункта 19 названной выше статьи, листы поддержки кандидата представляются им в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, а также представляется подписанный кандидатом список лиц, поставивших свои подписи в листах поддержки кандидата, который избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана в течение трех дней со дня представления опубликовать в региональном государственном периодическом печатном издании или разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата Срок такой проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более 10 дней (пункт 20 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1 и 2 части 1, части 10 статьи 29 Закона о выборах Губернатора Севастополя.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось административным истцом, в Избирательную комиссию, помимо прочих документов, им не было представлено ни одной подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя поддержавших его выдвижение кандидатом в Губернаторы.

При таком положении суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии основания для отказа в регистрации Резанова В.Л. кандидатом в Губернаторы Севастополя, правомерно констатировав о законности оспариваемого постановления Избирательной комиссии, принятого в соответствии с требованиями, установленными частями 8 и 9 статьи 28 Закона о выборах Губернатора города Севастополя и подпунктом «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Поскольку согласно предписаниям, установленным федеральным законодателем, предоставление установленного субъектом Российской Федерации количества подписей депутатов представительного органа местного самоуправления из определенного числа муниципальных образований, то есть получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления, является обязательным условием для регистрации кандидата на должность Губернатора, которое Резановым В.Л. не выполнено суд первой инстанции правомерно признал позицию административного истца о незаконности отказа в регистрации его кандидатом ошибочной и не основанной на нормах избирательного законодательства, которое не наделяет избирательную комиссию полномочиями устанавливать причины неисполнения кандидатом обязанности собрать в поддержку своего выдвижения подписи депутатов.

Выводы суда согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 24 декабря 2012 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», согласно которой участие выборных лиц местного самоуправления в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - хотя оно осуществляется в стадии избирательного процесса предшествующей регистрации кандидата, и сопоставимо по внешним признакам с формами (способами) подтверждения поддержки кандидатов избирателями - имеет иное предназначение.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такая поддержка означает признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что все заявленные

представителем административного истца ходатайства были оставлены без удовлетворения, что свидетельствует, по мнению Резанова В.Л., о его лишении судом процессуальной возможности доказывания, необоснованна.

Как следует из протокола судебного заседания, указанные ходатайства разрешены правильно в установленном статьей 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядке, с учетом мнения сторон, мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены и подтверждают обоснованность позиции суда первой инстанции о том, что для рассмотрения настоящего административного дела не имеют правового значения обстоятельства сбора подписей в поддержку выдвижения другого кандидата на должность Губернатора.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, следовательно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила решение Севастопольского городского суда от 7 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Резанова В Л - без удовлетворения.

Председательствующий

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 181.2 ГК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта