Информация

Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-509 от 10.08.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №АКПИ16-509

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва 10 августа 2016 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Иваненко ЮГ.

при секретаре Поляковой К.А рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты»,

установил Общероссийское общественное движение «Таджикские трудовые мигранты» (далее - ООД «ТТМ», Движение) создано на учредительном съезде 19 апреля 2008 г., зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., учетный номер .

Сведения о Движении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 4 декабря 2008 г. под основным государственным регистрационным номером

Устав Движения утвержден на учредительном съезде 19 апреля 2008 г является действующим, дополнения и изменения в него не вносились.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Движения, ссылаясь на то, что им не устранены нарушения законодательства Российской Федерации и положений его устава, выявленные в ходе плановой документарной проверки, отраженные в акте проверки и вынесенных в его адрес предупреждениях, не подтвержден статус общероссийского общественного объединения.

ООД «ТТМ» в письменных возражениях на административное исковое

заявление просило в его удовлетворении отказать, считая, что указанные

Минюстом России основания для ликвидации Движения не соответствуют

действительности, поскольку выявленные нарушения, по его мнению,

устранены, в Минюст России представлены соответствующие материалы и

документы, в том числе подтверждающие осуществление координационным

советом Движения уставной деятельности, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о Движении.

В судебном заседании представители Минюста России Журавкова Т.В Соловых О.Г. поддержали требование о ликвидации Движения по мотивам, приведенным в заявлении, дополнительно пояснив, что статус общероссийского общественного объединения им не подтвержден, 5 августа 2016 г. Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООД «ТТМ», и внесении изменений в сведения о нем содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по причине представления ненадлежащим образом оформленных документов наличия в них недостоверной информации, противоречия Устава и иных документов действующему законодательству.

Председатель ООД «ТТМ» Шарипов К.Б. и представители Движения Паниткова А.В., Джима Ю.Б., Клейносов СИ. не признали административный иск.

Выслушав объяснения представителей административного истца Журавковой ТВ., Соловых О.Г., возражения председателя Движения Шарипова К.Б. и представителей административного ответчика Панитковой А.В., Джима Ю.Б., Клейносова СИ., исследовав материалы дела Верховный Суд Российской Федерации полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ).

На основании распоряжения первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. № 1854-р Минюстом России в период с 12 января по 6 февраля 2015 г. проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности ООД «ТТМ», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации и составлен акт от 6 февраля 2015 г., в котором отражены нарушения Движением норм законодательства, регулирующих деятельность общественных объединений, и Устава.

Так, в ходе плановой документарной проверки были выявлены нарушения статей 14, 19, 20, 28, 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ), статей 54, 653, 1235, 1237 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и отдельных положений Устава Движения.

В частности, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, и материалам учетного дела ООД «ТТМ» его постоянно действующий коллегиальный руководящий орган (координационный совет) располагается по адресу: г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 36, стр. 10.

Уведомление о проведении проверки от 4 декабря 2014 г. № 15-111934/14, направленное Минюстом России по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу Движения, вернулось с отметкой отделения почтовой связи «организация в обслуживании не значится».

Из представленного Движением впоследствии договора субаренды нежилого помещения от 1 сентября 2014 г. № , заключенного с местной религиозной организацией Православный приход храма Живоначальной Троицы в Листах гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви, следует, что ООД «ТТМ» находится по адресу г. Москва, ул. Сретенка, д. 27/29, стр. 8, оф. 201.

В нарушение части второй статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ Движение не проинформировало Минюст России об изменении сведений об адресе в течение трех дней с момента таких изменений.

Указание Движением на своем официальном бланке двух адресов места нахождения (юридического и фактического) руководящего органа является нарушением подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, поскольку у юридического лица (общественного объединения) может быть только один адрес места нахождения постоянно действующего руководящего органа.

Наименование Движения, как это предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, статьей 54 ГК РФ, не содержит указания на характер его деятельности и организационно-правовую форму общественная организация.

Участниками Московского регионального отделения и Московского областного регионального отделения Движения значатся шестеро

несовершеннолетних граждан, что не соответствует требованиям статьи 19

Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, предусматривающим, что участниками общественного объединения могут быть граждане, достигшие

18 лет.

В нарушение статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Уставом ООД «ТТМ» не предусмотрены права структурных подразделений Движения по управлению имуществом; не определен орган, к компетенции которого отнесены вопросы утверждения годового отчета, годового бухгалтерского баланса, финансового плана и внесения в него изменений, создания филиалов и открытия представительств предусмотрено принятие решений по вопросам избрания регионального (местного) координационного совета, председателя регионального (местного отделения, а также досрочное прекращение их полномочий простым большинством голосов.

В Уставе Движения в нарушение статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ отсутствует описание символики, используемой им на официальных бланках и печати.

В нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ ООД «ТТМ» не были соблюдены нормы Устава, а именно в проверяемом периоде координационный совет Движения не осуществлял деятельность предусмотренную пунктом 6.4 статьи 6 Устава, контрольно-ревизионная комиссия не соблюдала периодичность проведения заседаний, определенную пунктом 6.6.3 статьи 6 Устава, Движение не представляло решения координационного совета о распоряжении полученными денежными средствами и их расходовании.

Также Движение не представило на проверку следующие документы решения постоянно действующего руководящего органа и иные распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана (сметы) за 2012-2015 гг., добровольных вступительных и иных взносов, численного состава работников, размеров оплаты их труда, по использованию имущества за 2012-2015 гг безвозмездного труда граждан; документы, подтверждающие проведение контрольно-ревизионной комиссией проверок исполнения бюджета и осуществления финансово-хозяйственной деятельности Движения предусмотренных пунктом 6.6.7 статьи 6 Устава; решение уполномоченного органа Движения о создании общественной приемной и документы о ее деятельности; внутренние положения с решениями утвердивших их органов сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности Движения информацию о пожертвованиях, полученных и направленных Движением политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума; сведения о проводимых мероприятиях (периодичность, форма и место проведения и т.п.); сведения о конкретных направлениях деятельности Движения, фактической деятельности по

выполнению уставных целей и задач; документы по сайту Движения материалы об учреждении коммерческих и некоммерческих организаций документы, подтверждающие соблюдение установленных требований в отношении лицензируемой деятельности; бухгалтерско-финансовые документы (сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества порядке расходования денежных средств).

В числе отмеченных в акте проверки нарушений было указано, что Движение, в структуре которого на момент государственной регистрации насчитывалось 46 региональных отделений, созданных на территории Российской Федерации, не подтвердило свой общероссийский статус.

Согласно положениям Устава ООД «ТТМ» целью Движения является содействие в защите законных прав и интересов мигрантов из Таджикистана на территории Российской Федерации, содействие их социальной адаптации и трудоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 2). Движение осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет общероссийский статус (пункт 1.11 статьи 1).

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации отделения или филиалы и представительства (часть вторая статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ).

В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Российской Федерации (статья 65 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, необходимыми условиями подтверждения статуса общероссийского общественного объединения являются создание в установленном законом и уставом порядке соответствующих структурных подразделений и осуществление таким объединением деятельности на территориях более 43 субъектов Российской Федерации.

В ходе проверки Минюстом России установлено, что в нарушение приведенного законоположения Движением не подтверждено наличие в его составе необходимого количества структурных подразделений для осуществления деятельности в качестве общероссийского общественного объединения.

Статьей 5 Устава ООД «ТТМ» определено, что в состав Движения в качестве структурных территориальных подразделений входят региональные местные отделения (пункт 5.1.1). Основу Движения составляют его региональные и местные отделения, которые создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Структурные подразделения Движения могут приобретать статус юридического лица с момента их государственной регистрации в установленном законодательством порядке и действуют на основании собственного устава, не противоречащего положениям Устава Движения и согласованного с координационным советом Движения, либо на основании Устава Движения (пункт 5.2).

Из материалов дела следует, что на момент государственной регистрации Движения в его состав входили 46 региональных отделений, созданных на территории Российской Федерации: региональное отделение Республики Адыгея ООД «ТТМ», Алтайское краевое региональное отделение ООД «ТТМ региональное отделение Архангельской области ООД «ТТМ», региональное отделение Астраханской области ООД «ТТМ», региональное отделение Республики Башкортостан ООД «ТТМ», региональное отделение Брянской области ООД «ТТМ», региональное отделение Владимирской области ООД «ТТМ», региональное отделение Волгоградской области ООД «ТТМ региональное отделение Воронежской области ООД «ТТМ», региональное отделение Республики Дагестан ООД «ТТМ», региональное отделение Иркутской области ООД «ТТМ», региональное отделение Калининградской области ООД «ТТМ», региональное отделение Калужской области ООД «ТТМ», региональное отделение Карачаево-Черкесской Республики ООД «ТТМ», региональное отделение Кировской области ООД «ТТМ Краснодарское краевое региональное отделение ООД «ТТМ», Красноярское краевое региональное отделение ООД «ТТМ», региональное отделение Курской области ООД «ТТМ», региональное отделение Ленинградской области ООД «ТТМ», региональное отделение Липецкой области ООД «ТТМ региональное отделение города Москвы ООД «ТТМ», региональное отделение Московской области ООД «ТТМ», региональное отделение Омской области ООД «ТТМ», региональное отделение Оренбургской области ООД «ТТМ региональное отделение Пензенской области ООД «ТТМ», региональное отделение Псковской области ООД «ТТМ», региональное отделение Ростовской области ООД «ТТМ», региональное отделение Рязанской области ООД «ТТМ», региональное отделение Самарской области ООД «ТТМ региональное отделение города Санкт-Петербурга ООД «ТТМ», региональное отделение Саратовской области ООД «ТТМ», региональное отделение ООД «ТТМ» Республики Саха (Якутия), региональное отделение Сахалинской области ООД «ТТМ», региональное отделение Свердловской области ООД «ТТМ», региональное отделение Республики Северная Осетия - Алания ООД «ТТМ», региональное отделение Смоленской области ООД «ТТМ Ставропольское краевое региональное отделение ООД «ТТМ», региональное отделение Республики Татарстан ООД «ТТМ», региональное отделение Тульской области ООД «ТТМ», региональное отделение Тюменской области ООД «ТТМ», региональное отделение Удмуртской Республики ООД «ТТМ региональное отделение Ульяновской области ООД «ТТМ», региональное отделение Республики Хакасия ООД «ТТМ», региональное отделение Челябинской области ООД «ТТМ», региональное отделение Чувашской Республики ООД «ТТМ», региональное отделение Ярославской области ООД «ТТМ» (л.д. 242 т. 2).

По сведениям о структурных подразделениях ООД «ТТМ представленным 16 января 2015 г. в Минюст России, в структуре Движения имеется 31 региональное отделение. При этом региональные отделения в Хабаровском крае (порядковые номера в списке 7 и 29) и Омской области (порядковые номера в списке 8 и 30) названы дважды, а региональное отделение в Московской области (порядковые номера в списке 12, 15 и 28) - трижды (л.д. 59-61 т. 1, л.д. 243-245 т. 2).

По сведениям о структурных подразделениях ООД «ТТМ представляющим собой другой список, состоящий из 46 порядковых номеров, в котором нарушена нумерация (после порядкового номера 32 следует 36), в структуре Движения насчитывается 43 региональных отделения. При этом региональные отделения в Хабаровском крае (порядковые номера в списке 7 и 27), Московской и Омской областях (порядковые номера в списке 12 и 15, 8 и 28 соответственно) поименованы дважды (л.д. 114 т. 1, л.д. 246 т. 2), то есть указываемое Движением и в этом списке количество отделений также больше чем количество субъектов в Российской Федерации, в которых они имеются.

Согласно последним сведениям о структурных подразделениях ООД «ТТМ», представленным Движением в судебном заседании, в его состав входят 46 региональных отделений: региональное отделение города Москвы ООД «ТТМ», региональное отделение Смоленской области ООД «ТТМ Краснодарское краевое региональное отделение ООД «ТТМ», региональное отделение Тульской области ООД «ТТМ», региональное отделение Нижегородской области ООД «ТТМ», региональное отделение Ростовской области ООД «ТТМ», Ставропольское краевое региональное отделение ООД «ТТМ», Ямало-Ненецкое региональное отделение ООД «ТТМ региональное отделение Липецкой области ООД «ТТМ», региональное отделение Омской области ООД «ТТМ», региональное отделение Томской области ООД «ТТМ», Хабаровское краевое региональное отделение ООД «ТТМ», региональное отделение Ярославской области ООД «ТТМ региональное отделение Республики Татарстан ООД «ТТМ», региональное отделение Оренбургской области ООД «ТТМ», Кемеровское областное региональное отделение ООД «ТТМ», региональное отделение Кировской области ООД «ТТМ», региональное отделение Московской области ООД «ТТМ», региональное отделение Рязанской области ООД «ТТМ региональное отделение Республики Дагестан ООД «ТТМ», региональное отделение ООД «ТТМ» Республики Саха (Якутия), Красноярское краевое региональное отделение ООД «ТТМ», региональное отделение Свердловской области ООД «ТТМ», Тверское областное региональное отделение ООД «ТТМ», Ханты-Мансийское краевое региональное отделение ООД «ТТМ», региональное отделение Чувашской Республики ООД «ТТМ региональное отделение Калужской области ООД «ТТМ», региональное

отделение Саратовской области ООД «ТТМ», региональное отделение Астраханской области ООД «ТТМ», региональное отделение Брянской области ООД «ТТМ», региональное отделение Орловской области ООД «ТТМ региональное отделение Воронежской области ООД «ТТМ», региональное отделение Псковской области ООД «ТТМ», Саранское региональное отделение ООД «ТТМ», региональное отделение Челябинской области ООД «ТТМ региональное отделение Самарской области ООД «ТТМ», региональное отделение Калининградской области ООД «ТТМ», региональное отделение Республики Северная Осетия - Алания ООД «ТТМ», региональное отделение города Санкт-Петербурга ООД «ТТМ», региональное отделение Пензенской области ООД «ТТМ», региональное отделение Владимирской области ООД «ТТМ», региональное отделение Курской области ООД «ТТМ региональное отделение Иркутской области ООД «ТТМ», Пермское краевое региональное отделение ООД «ТТМ», региональное отделение КабардиноБалкарской Республики ООД «ТТМ», Алтайское краевое региональное отделение ООД «ТТМ» (л.д. 247-248 т. 2).

В соответствии с пунктом 5.3.1 статьи 5 Устава ООД «ТТМ региональное отделение может быть создано по решению съезда Движения решением координационного совета Движения. Региональные отделения создаются при наличии не менее 3 участников - граждан решением общего собрания (конференции) на основании решения координационного совета Движения.

Местное отделение создается решением координационного совета Движения и решением общего собрания участников местного отделения Координационный совет Движения может наделять полномочиями координационный совет регионального отделения создавать местные отделения (пункты 5.4, 5.5 статьи 5 Устава ООД «ТТМ»).

Пунктом 6.4 статьи 6 Устава ООД «ТТМ» к полномочиям координационного совета Движения в числе прочего отнесено принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации региональных, местных отделений.

Из объяснений представителя административного ответчика и представляемых Движением по требованию Минюста России сведений о его структурных подразделениях, имеющих неидентичное содержание, следует что персональный и количественный состав структурных подразделений менялся после государственной регистрации Движения (26 ноября 2008 г.).

Однако решений съезда Движения или координационного совета ООД «ТТМ» о создании вновь образованных структурных подразделений а равно и упразднении, прекращении деятельности ранее созданных региональных отделений, в порядке, установленном законом и его уставом Движением не представлено. Данные документы отсутствуют и в учетном деле Движения, имеющемся в Минюсте России. Представленные протоколы заседаний координационного совета ООД «ТТМ» за 2009-2016 гг. не содержат решений о создании структурных подразделений. В частности, такие решения не принимались в отношении тех региональных отделений ООО «ТТМ которые не были учтены на момент государственной регистрации: Кемеровское областное, Саранское, Тверское областное, Томское областное, Хабаровское краевое, Ханты-Мансийское краевое, Ямало-Ненецкое.

Доводы административного ответчика о наличии в настоящее время в структуре Движения 46 региональных отделений, не являющихся юридическими лицами, со ссылкой на представленные в судебном заседании копии протоколов № 1 учредительных общих собраний различных отделений (л.д. 48-101 т. 3) не могут быть признаны состоятельными, поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих факт создания этих структурных подразделений, а также осуществление всеми ими деятельности, не имеется.

Так, при исследовании в судебном заседании указанных копий протоколов, оригиналы которых не были предъявлены, установлено, что они не соответствуют документам, находящимся в учетном деле Движения, поскольку в них не совпадают даты проведения собраний (кроме протокола учредительного общего собрания Краснодарского краевого регионального отделения ООД «ТТМ»), они имеют отличия по содержанию, в том числе по составу лиц, участвовавших в таких собраниях.

При недоказанности соблюдения порядка создания структурных подразделений не подтверждают статус Движения и его деятельность в более 43 субъектах Российской Федерации, и выписки из протоколов заседаний общих собраний различных региональных отделений за июнь 2016 года об избрании делегатов на внеочередной съезд ООД «ТТМ» (л.д. 102-136, 141-149 т. 3), которые первоначально представлены от имени 35 отделений При этом в таких документах отсутствуют сведения об общем количестве существующих участников региональных отделений и о персональном составе лиц, принявших участие в таких собраниях.

В силу части десятой статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ в случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Как следует из объяснений представителей административного ответчика, региональные отделения Движения не принимали свои уставы и не приобретали самостоятельного статуса юридического лица.

Документов, свидетельствующих о соблюдении Движением требования об уведомлении территориальных органов Минюста России в соответствующих субъектах Российской Федерации о своих структурных подразделениях, не представлено.

В материалах дела не имеется достаточных и достоверных доказательств позволяющих подтвердить осуществление Движением деятельности непосредственно через все свои заявленные структурные подразделения, в том числе проведение ими каких-либо мероприятий, направленных на достижение уставных целей общественного объединения.

Таким образом, общероссийский статус ООД «ТТМ», для подтверждения которого необходимо иметь свои структурные подразделения и осуществлять деятельность на территориях более 43 субъектов Российской Федерации, не подтвержден, что является грубым нарушением законодательства Российской Федерации и положений Устава Движения.

Доводы административного ответчика о том, что неполные сведения о структурных подразделениях были представлены в Минюст России вследствие производства компетентными органами в 2014, 2015 гг. обысков в его помещениях и выемки документов, касающихся осуществления им уставной деятельности, подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку Движением не подтвержден общероссийский статус и в ходе судебного разбирательства.

Из материалов дела следует, что в связи с выявленными ранее нарушениями 10 февраля 2015 г. Минюст России вынес в адрес координационного совета ООД «ТТМ» предупреждение № 11/14488-СГ обязывающее устранить допущенные нарушения в срок до 15 апреля 2015 г.

Поскольку в установленный срок документов, подтверждающих устранение нарушений, Движением не представлено, Минюстом России было вынесено повторное предупреждение от 28 апреля 2015 г. № 11/49269-СГ со сроком исполнения до 15 июня 2015 г.

Вынесенные предупреждения не были обжалованы.

С целью устранения нарушений действующего законодательства и положений Устава, выявленных в ходе проверки и указанных в акте проверки и письменных предупреждениях, Движение 20 июля 2016 г. представило в Минюст России документы для государственной регистрации изменений вносимых в Устав ООД «ТТМ», и внесения изменений в сведения о нем содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

По результатам изучения представленных документов Минюстом России установлено, что необходимые для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, в них содержится недостоверная информация, Устав Движения и иные документы противоречат действующему законодательству, и принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Движения, и во внесении изменений в сведения о нем, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем 5 августа 2016 г. издано соответствующее распоряжение № 1131 -р (л.д. 240-247 т. 1).

В содержании последующего уведомления о таком решении от 8 августа 2016 г., направленного в адрес председателя Движения, как и в акте проверки от 6 февраля 2015 г., Минюстом России повторно сообщено, что действующий состав координационного совета, председатель Движения контрольно-ревизионная комиссия избраны на III съезде 8 сентября 2012 г., в работе которого согласно представленному на проверку протоколу участвовали 34 делегата из 20 региональных отделений, что не подтверждает правомочие такого съезда, в работе которого по пункту 6.2 Устава Движения должны были принять участие делегаты, избранные от более половины региональных отделений (л.д. 52, 241 т. 1). Иные документы, как и документы о переизбрании нового состава координационного совета, не представлены Движением.

Следовательно, нарушения, выявленные в деятельности Движения по результатам проверки в 2015 г., до настоящего времени не устранены в полном объеме.

Исходя из положений части первой статьи 26 и абзаца третьего части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов федеральных законов или иных нормативных правовых актов.

Аналогичное основание ликвидации юридического лица закреплено в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отсутствие у Движения статуса общероссийского общественного объединения, являясь грубым нарушением части второй статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, влечет невозможность устранения в установленном законом порядке и иных выявленных нарушений.

В данном случае ликвидация такого общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.

Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения (часть вторая статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ).

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать Общероссийское общественное движение «Таджикские трудовые мигранты» (учетный номер ) и его структурные подразделения, исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме Судья Верховного Суда Российской Федерации ЮГ. Иваненко

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 54 ГК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта