Информация

Решение Верховного суда: Определение N 53-АПГ14-4 от 04.06.2014 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 53-АПГ14-4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июня 2014 года.

г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Паршиной М.И рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Законодательного Собрания Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 27 февраля 2014 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Красноярского края о признании недействующим в части закона Красноярского края от 28 апреля 2005 года № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

28 апреля 2005 года Законодательным собранием Красноярского края принят, 17 мая 2005 года Губернатором Красноярского края подписан закон Красноярского края № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае».

Законами Красноярского края от 29 сентября 2005 года № 16-3792, от 20 декабря 2005 года № 17-4267, от 3 апреля 2008 года № 5-1508, от 19 мая 2011 года № 12-5887, от 1 декабря 2011 года № 13-6575 в названный выше закон внесены изменения, вступившие в законную силу.

Прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании названного закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части абзацев 1 и 3 статьи 2, статьи 3, абзацев 3, 4, 5, 8 и 9 статьи 7, абзацев 1, 2 и 6 статьи 11, абзацев 16,17,18 статьи 12, абзаца 3 статьи 13, абзаца 2 статьи 14, абзаца 2 статьи 15.

Прокурор полагал, что оспариваемые положения в той мере, в какой они определяют перечень учреждений, передающих детей на патронатное воспитание, устанавливают их права и обязанности (в том числе ввиду сохранения за ними прав законного представителя ребенка и после передачи его патронатному воспитателю), а также ограничивают круг детей, которые могут быть переданы на патронатное воспитание, противоречат статьям 121, 123, 145, 148.1, 155.1, 155.2 Семейного кодекса РФ, статьям 14-16, 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

В интересах законности суд счел необходимым выйти за пределы заявленных прокурором требований и проверить оспариваемый им нормативный правовой акт в полном объеме.

Решением Красноярского краевого суда от 27 февраля 2014 года заявление прокурора Красноярского края удовлетворено частично: закон Красноярского края от 28 апреля 2005 года № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» признан недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу в части, а именно: статья 1 в части слов «учреждениями, передающими детей на патронатное воспитание»; абзац 1 и абзац 3 в части слов «временное и «по месту нахождения учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание, и данным учреждением согласно приложению» статьи 2; статья 3 в части слов «находящиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях, указанных в статье 2 настоящего закона»; статья 7; абзац 1 в части слов «рекомендации учреждения передающего ребенка на патронатное воспитание» и «по месту нахождения учреждения», абзац 2 в части слов «по месту нахождения учреждения передающего ребенка на патронатное воспитание, учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание», абзац 3 в части слов «учреждения, пере дающего ребенка на патронатное воспитание» статьи 8; абзац 1 статьи 10 в части слов «учреждения, передавшего ребенка на патронатное воспитание абзац 1 статьи 11 в части слов «и учреждением, передавшим ребенка на патронатное воспитание»; абзацы 15, 16, 17 и 18 статьи 12; абзац 3 статьи 13; абзац 2 статьи 14; абзац 2 статьи 15.

В апелляционной жалобе Законодательного Собрания Красноярского края ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения заявления прокурора, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

В той части, в которой отказано в удовлетворении заявления прокурора решение суда не обжалуется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для отмены решения суда.

Разрешая заявление прокурора, суд исходил из того, что такая форма устройства несовершеннолетних как патронатное воспитание является одним из видов опеки и попечительства, в связи с чем сделал правильный вывод о том что оспариваемый закон Красноярского края № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» не должен противоречить нормам Семейного кодекса РФ и Федерального закона «Об опеке и попечительстве» о патронатной семье и патронатом воспитании.

Согласно статье 1 закона Красноярского края от 28 апреля 2005 года № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» он регулирует отношения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание между органами опеки и попечительства, учреждениями, передающими детей на патронатное воспитание, гражданами.

Под учреждением, передающим детей на патронатное воспитание понимается образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательное учреждение начального и среднего профессионального образования, где обучаются дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, учреждение здравоохранения осуществляющее выхаживание и воспитание детей, специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, другое государственное и муниципальное образовательное учреждение, в которых находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении (абзац 1 статьи 2).

Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо осуществляющее временное содержание и воспитание детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на основании договора об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя с органом опеки и попечительства по месту нахождения учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание, и данным учреждением (абзац 3 статьи 2).

К числу детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью патронатного воспитателя, относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также в учреждения, указанных в статье 2 закона (статья 3).

Статьей 7 установлены полномочия учреждения, передающего ребенка на воспитание. Учреждение рекомендует органам опеки и попечительства кандидатов в патронатные воспитатели; принимает участие в заключении договора об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя; выступает законным представителем ребенка, осуществляет защиту прав и интересов ребенка, переданного в семью патронатного воспитателя в соответствии с договором; осуществляет материальное обеспечение ребенка, переданного в семью патронатного воспитателя; оказывает психолого-медико-педагогическое и юридическое сопровождение ребенка; оказывает помощь патронатным воспитателям в воспитании, организации отдыха ребенка, переданного на патронатное воспитание; в случаях, установленных настоящим законом ходатайствует перед органом опеки и попечительства о расторжении договора с патронатным воспитателем; осуществляет контроль за расходованием патронатным воспитателем денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание.

Статья 8 предусматривает, что на основании заключения о возможности осуществления патронатного воспитания и рекомендации учреждения передающего ребенка на патронатное воспитание, в отношении лица желающего взять ребенка на патронатное воспитание, орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения принимает решение об устройстве ребенка на патронатное воспитание (абзац 1). Решение органа опеки и попечительства является основанием для заключения договора между органом опеки и попечительства по месту нахождения учреждения передающего ребенка на патронатное воспитание, учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание, и патронатным воспитателем (абзац 2). Договор должен содержать положения, предусматривающие срок договора права и обязанности органа опеки и попечительства, учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание, и патронатного воспитателя, условия содержания, воспитания и образования ребенка, а также ответственность сторон за нарушение условий, предусмотренных договором, порядок расторжения договора (абзац 3).

Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе органа опеки и попечительства, учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание а случае неисполнения или ненадлежащего исполнения патронатным воспитателем обязанностей, предусмотренных договором, возращения ребенка родителям, усыновления, передачи ребенка под опеку (попечительство) или в приемную семью, а также по инициативе патронатного воспитателя (абзац 1 статьи 10).

Статьей 11 установлены права ребенка, переданного в семью патронатного воспитателя. Статья предусматривает, что обеспечение и охрана прав ребенка, переданного на патронатное воспитание, осуществляются органом опеки и попечительства и учреждением, передавшим ребенка на патронатное воспитание (абзац 1); ребенок, переданный в семью патронатного воспитателя, сохраняет все права и льготы, предусмотренные законодательством для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также учреждений, указанных в статье 2 настоящего закона (абзац 2); все права выпускника учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законодательством (абзац б).

Статьей 12 установлены права и обязанности патронатного воспитателя На него, в частности, могут быть возложены полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание); по представлению интересов ребенка в суде; по решению вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации (абзацы 15, 16, 17, 18).

Статья 13 предусматривает, в частности, что материальное обеспечение ребенка, переданного на патронатное воспитание, производится учреждением передавшим ребенка на патронатное воспитание, в денежной или натуральной форме в соответствии с договором (абзац 3).

В соответствии со статьей 14 ежемесячные денежные выплаты патронатному воспитателю за каждого ребенка из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, взятого в семью, осуществляются учреждением, передавшим ребенка на патронатное воспитание (абзац 2).

Согласно статье 15 учреждением, передавшим ребенка на патронатное воспитание, проводится не реже 1 раза в месяц комплексное обследование включающее в себя оценку умственного и эмоционального развития образования ребенка, внешнего вида и гигиены, навыков самообслуживания условий проживания в семье патронатного воспитателя; учреждение информирует орган опеки и попечительства о результатах обследования в течение 10 дней после проведения проверки (абзац 2).

Таким образом, приведенными нормами закона Красноярского края от 28 апреля 2005 года № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» предусмотрено устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание на основании трехстороннего договора, участниками которого выступают орган опеки и попечительства, учреждение, передающее ребенка на патронатное воспитание (перечень содержится в абзаце 1 статьи 2), и патронатный воспитатель. У учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание сохраняются полномочия законного представителя ребенка, оно осуществляет защиту прав и интересов ребенка, его материальное обеспечение. Кроме того учреждению, передающему ребенка на патронатное воспитание предоставляются права в области контроля за лицом, принявшим ребенка на воспитание. К числу детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью патронатного воспитателя, отнесены лишь дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, которые находятся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях, указанных в статье 2 закона.

В соответствии со статьей 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 Семейного кодекса РФ). До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

б

Из приведенной нормы следует, что право на воспитание в патронатной семье предоставляется всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Между тем, статья 3 оспариваемого закона предусматривает, что на воспитание в семью патронатного воспитателя могут быть переданы только дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях, указанных в статье 2 закона.

При таких данных суд обоснованно признал недействующей статью 3 оспариваемого закона в части, касающейся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях, указанных в статье 2 закона.

Из смысла статьи 123 Семейного кодекса следует, что патронатное воспитание не является временной формой устройства детей, поэтому Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда о признании недействующим абзаца 3 статьи 2 оспариваемого закона в части слова «временное».

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Семейного кодекса РФ устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Согласно частям 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (договор заключается между органом опеки и попечительства и опекуном или попечителем).

Приведенные нормы свидетельствуют о том, что договор является двусторонней сделкой. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства, может быть назначен по месту жительства опекуна или попечителя.

Принимая во внимание изложенное, следует согласиться с выводом суда о противоречии федеральному законодательству норм, содержащихся в статье 1, абзацах 1 и 3 статьи 2, статье 7, абзацах 1, 2 и 3 статьи 8, абзаце 1 статьи 10 оспариваемого закона и предусматривающих участие в договоре о патронатном воспитании учреждений, передающих детей на патронатное воспитание, право последних инициировать вопросы заключения и досрочного расторжения договора, а также заключение договора по месту нахождения учреждения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 145, пунктами 1, 2 и 6 статьи 148.1 Семейного кодекса РФ при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Если иное не установлено федеральным законом, родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя. Опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также имеет право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с учетом мнения ребенка до получения им основного общего образования.

Аналогичные положения содержатся в статье 36 Гражданского кодекса РФ, части 3 статьи 14, статье 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Согласно пункту 1 статьи 121 Семейного кодекса РФ, статьям 7, 8, 24, 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» обязанности по надзору за деятельностью опекунов и попечителей, по контролю за сохранностью имущества и за управлением имуществом граждан, находящихся под опекой и попечительством, возлагаются на органы опеки и попечительства. Порядок осуществления органами опеки и попечительства такой деятельности установлен Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423.

С учетом того, что договор о патронатном воспитании является двусторонним, патронатный воспитатель наделяется правами и обязанностями законного представителя, а орган опеки и попечительства - контролирующими функциями, вывод суда о том, что федеральное законодательство не

предусматривает участия учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание, в патронатном воспитании, является правильным.

Принимая во внимание изложенное, суд обоснованно признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими статью 7 закона, предусматривающую полномочия учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание; абзац 1 статьи 11 в той части, что обеспечение и охрана прав ребенка, переданного на патронатное воспитание, осуществляется и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание; абзацы 15, 16, 17 и 18 статьи 12, ограничивающие полномочия патронатных воспитателей абзац 3 статьи 13, абзац 2 статьи 14, абзац 2 статьи 15, предусматривающие осуществление учреждением материального обеспечения ребенка, переданного на патронатное воспитание, и выплат патронатному воспитателю, а также комплексных обследований условий проживания ребенка в семье патронатного воспитателя.

Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене.

Апелляционная жалоба Законодательного Собрания Красноярского края не содержит доводов, могущих явиться основаниями к отмене решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ поэтому по доводам апелляционной жалобы решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Законодательного Собрания Красноярского края - без удовлетворен

Председательствующий

Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 36 ГК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта