Информация

Решение Верховного суда: Определение N 58-КГ15-10 от 09.11.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№58-КГ15-10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 9 ноября 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Гуляевой Г.А. и Кириллова ВС.

рассмотрела в открытом судебном заседании 9 ноября 2015 г гражданское дело по иску Сурикова Ю А и Суриковой Т В к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре Министерству социальной защиты населения Хабаровского края Министерству строительства Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки

по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по доверенности Стасюка Д А на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на Амуре Хабаровского края от 21 августа 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 декабря 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Суриков Ю.А., Сурикова Т.В. обратились в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» (далее - КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре»), Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований Суриков Ю.А Сурикова Т.В. указали, что до введения на территории Хабаровского края режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением в августе - сентябре 2013 года они проживали в жилом доме по ул в г. , принадлежащем им на праве собственности. Дом попал в зону затопления и заключением межведомственной комиссии был признан непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению Факт постоянного проживания Сурикова Ю.А., Суриковой Т.В. в данном доме подтверждается регистрацией по месту жительства в пострадавшем доме.

КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на Амуре» уведомлением от 16 января 2014 г. в удовлетворении заявления Сурикова Ю.А., Суриковой Т.В. о предоставлении меры социальной поддержки в виде выделения средств на приобретение нового жилого помещения взамен утраченного жилья было отказано в связи с тем, что у Суриковой Т.В. имеется в собственности жилое помещение в виде квартиры , расположенной по адресу: , а у Сурикова Ю.А. имеется в собственности жилое помещение, расположенное по адресу:.

Суриков Ю.А., Сурикова Т.В. считали данный отказ неправомерным поскольку квартира, зарегистрированная на Сурикову Т.В., фактически была продана супругами на момент наступления чрезвычайной ситуации Жилой дом , расположенный по адресу:,

был приобретен 24 октября 2013 г. в связи с утратой жилого помещения - жилого дома по ул в края.

Суриков Ю.А., Сурикова Т.В. просили признать незаконным отказ КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на Амуре» в предоставлении им меры социальной поддержки в виде выделения средств на приобретение нового жилого помещения взамен утраченного возложить на ответчиков обязанность предоставить Сурикову Ю.А Суриковой Т.В. меру социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья как гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, и являющимся собственниками утраченного жилого помещения.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 августа 2014 г. исковые требования Сурикова Ю.А. и Суриковой Т.В. удовлетворены частично. За Суриковым Ю.А., Суриковой Т.В признано право на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения - жилого дома по ул.

края - вследствие наводнения на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года. Отказ КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» от 16 января 2014 г. № 57 в удовлетворении заявления Сурикова Ю.А., Суриковой Т.В. о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения признан незаконным На КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на Амуре» и Министерство социальной защиты населения Хабаровского края возложена обязанность предоставить Сурикову Ю.А., Суриковой Т.В. меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года. В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки Сурикову Ю.А., Суриковой Т.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 декабря 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по доверенности Стасюка Д.А. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 августа 2014 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 декабря 2014 г. в части удовлетворения исковых требований Сурикова Ю.А., Суриковой Т.В. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 30 июня 2015 г дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 28 сентября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, о причинах неявки не сообщили. Министерством строительства Хабаровского края направлен отзыв на кассационную жалобу, в котором заявитель выражает согласие с приведенными в жалобе доводами Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельству о заключении брака 18 октября 1972 г. между Суриковым Ю.А. и Суриковой Т.В. заключен брак.

Суриков Ю.А. является собственником жилого дома , расположенного по адресу: , что подтверждается договором купли-продажи от 14 октября 1989 г., и зарегистрирован по указанному адресу с 15 апреля 1997 г.

Сурикова Т.В. зарегистрирована в данном жилом доме с 9 августа 2013 г ранее она также была зарегистрирована в этом жилом помещении с 25 февраля 1997 г., снята с регистрационного учета 8 июля 2005 г.

В августе - сентябре 2013 года на территории Хабаровского края произошло наводнение, и в границах городских округов «Город Хабаровск», «Город Комсомольск-на-Амуре», Амурского, Комсомольского, Нанайского Хабаровского муниципальных районов распоряжением Правительства Хабаровского края от 9 августа 2013 г. № 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» был введен режим чрезвычайной ситуации с 12 часов 00 минут 9 августа 2013 г.

В результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года жилой дом расположенный по адресу:,

попал в зону затопления.

Заключением межведомственной комиссии от 11 ноября 2013 г. № 679 принято решение о том, что жилой дом по ул. -

края не пригоден для проживания и не подлежит восстановлению.

14 ноября 2013 г. Суриков Ю.А. обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о предоставлении ему и члену его семьи Суриковой Т.В. меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации.

Уведомлением КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» от 16 января 2014 г. № 57 Сурикову Ю.А. и Суриковой Т.В. отказано в удовлетворении заявления о выплате денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в связи с наличием у них в собственности других жилых помещений, пригодных для проживания.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24 октября 2013 г. Сурикову Ю.А. на основании договора купли-продажи от 17 октября 2013 г. принадлежит на праве собственности жилой дом расположенный по адресу:,

общей площадью кв.м.

Согласно справке о подтверждении зарегистрированного в бюро технической инвентаризации права собственности на объекты недвижимого имущества от 31 июля 2013 г. Суриковой Т.В. на основании договора купли продажи от 5 апреля 1996 г. принадлежит на праве собственности квартира , расположенная по адресу:.

15 августа 2013 г. между Суриковой Т.В. и Яновой О.В. был заключен договор купли-продажи принадлежащей Суриковой Т.В. на праве собственности квартиры , расположенной по адресу:

Свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру выдано Яновой О.В. 2 сентября 2013 г.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных Суриковым Ю.А. и Суриковой Т.В. исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцы на момент объявления чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Сурикову Ю.А., пришедшем в результате наводнения в негодность, иных жилых помещений на момент чрезвычайной ситуации они не имели, поскольку жилой дом , расположенный по адресу:

приобретен Суриковым Ю.А. после объявления чрезвычайной ситуации, а Сурикова Т.В фактически произвела отчуждение квартиры , расположенной по адресу:,

до объявления чрезвычайной ситуации, поскольку исходя из показаний свидетелей между Суриковой Т.В. и Яновой О.В. в июле 2013 года был заключен устный предварительный договор купли-продажи данного жилого помещения и Янова О.В. стала пользоваться квартирой до заключения договора купли продажи.

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Суриков Ю.А. и Сурикова Т.В. являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и, как следствие, имеют право на основании подпункта 6.2.9 государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» на получение мер социальной поддержки в форме предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного.

При этом отчуждение Суриковой Т.В. принадлежащей ей на праве собственности квартиры , расположенной по адресу:,

по договору купли продажи суд не расценил как совершение ею намеренных действий с целью приобретения права на получение мер социальной поддержки, установленных постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр «Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае».

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судебных инстанций о наличии у Сурикова Ю.А. и Суриковой Т.В. права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного основаны на неправильном применении и толковании норм материального права устанавливающих обязательные условия предоставления гражданам таких мер социальной поддержки.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

В соответствии с подпунктом «а» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693).

Подпунктом «д» пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях, в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

На основании положений Указа от 31 августа 2013 г. № 693 Правительством Хабаровского края 21 октября 2013 г. издано постановление № 347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр».

В соответствии с частью 1 названного постановления пункт 6.2 раздела 6 государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» (далее - Программа) дополнен подпунктом 6.2.9 следующего содержания: «Предоставление мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, реализуется в форме:

- предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам;

- предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья;

- предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.

Согласно пункту 6.2.9 Программы ее мероприятия реализуются, в том числе в соответствии с:

- Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (приложение № 15 к Программе;

- Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющимся собственниками утраченных жилых помещений (приложение № 16 к Программе (далее - Порядок приложение № 16 к Программе).

Пунктом 1.2 Порядка - приложения № 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24 февраля 2014 г. № 41-пр) предусмотрено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи при одновременном соблюдении следующих условий:

- постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в

утраченном жилом помещении;

- не имеют другого жилья, пригодного для проживания.

Пунктами 1.2[2] и 1.7 Порядка - приложения № 16 к Программе определено, что мера поддержки не предоставляется гражданам, которые с намерением приобретения права на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком, совершили действия по прекращению прав на другое жилье, пригодное для проживания, после даты объявления чрезвычайной ситуации. Под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.4 Порядка - приложения № 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 г. № 383-пр) факт проживания граждан, жилые помещение которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка - приложения № 16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24 февраля 2014 г. № 41-пр) к членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 9 августа 2013 г. № 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» с 12 часов 00 минут 9 августа 2013 г. для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края в границах городских округов «Город Хабаровск», «Город Комсомольск-на-Амуре», Амурского, Комсомольского, Нанайского Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.

Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при одновременном соблюдении которых может быть предоставлена мера социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации - собственникам (сособственникам) жилых помещений и (или членам их семьи, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, а именно постоянное проживание в утраченном жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации и отсутствие другого жилья пригодного для проживания.

Как установлено судом, Суриков Ю.А. и Сурикова Т.В. на момент объявления чрезвычайной ситуации 9 августа 2014 г. проживали и были зарегистрированы в жилом доме, пришедшем в негодность в результате наводнения, что подтверждено заключением межведомственной комиссии от 11 ноября 2013 г.

Ссылаясь на данное обстоятельство, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Суриков Ю.А. и Сурикова Т.В. имеют право на получение меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья, предусмотренной пунктом 6.2.9 Программы, так как являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и на момент ее объявления других жилых помещений не имели.

Между тем одним из обязательных условий для возникновения у Сурикова Ю.А. и Суриковой Т.А. права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья, согласно пункту 1.2 Порядка - приложения № 16 к Программе, является отсутствие у граждан претендующих на такую меру социальной поддержки, другого пригодного для проживания жилья.

Судами первой и апелляционной инстанций данное условие неправильно истолковано применительно к спорным отношениям.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункты 1,2).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность (пункт 2 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Из изложенных нормативных положений следует, что договор продажи недвижимости, в том числе предварительный, заключается в письменной форме, должен быть подписан сторонами и до момента государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю данное право сохраняется за отчуждателем (продавцом) такого имущества. Устная договоренность между сторонами о продаже недвижимости юридических последствий не влечет.

Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций со ссылкой на устный предварительный договор продажи принадлежащего на праве собственности Суриковой Т.В. жилого помещения, заключенный ею с Яновой О.В. 6 июля 2013 г., об отсутствии у Суриковой Т.В. на момент объявления чрезвычайной ситуации другого жилого помещения, нельзя признать основанным на законе. Он противоречит нормам материального права, регулирующим порядок возникновения, изменения и прекращения прав на недвижимое имущество, а также отношения по продаже недвижимого имущества.

На дату введения режима чрезвычайной ситуации 9 августа 2013 г Сурикова Т.В. являлась собственником жилого помещения - квартиры расположенной по адресу:,

то есть имела в собственности другое жилое помещение, пригодное для проживания, что с учетом положений пункта 1.2 Порядка - приложения № 16 к Программе препятствует признанию за ней права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного.

Отчуждение Суриковой Т.В. принадлежащей ей на праве собственности квартиры путем заключения 15 августа 2013 г., то есть после введения 9 августа 2013 г. режима чрезвычайной ситуации, договора купли-продажи с Яновой О.В исходя из положений пункта 1.2 [2] Порядка - приложения № 16 к Программе следует расценивать как намеренное совершение действий по прекращению прав на другое жилье с целью приобретения права на получение мер социальной поддержки.

Судебными инстанциями при разрешении спора не принято во внимание что правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, направлена на оказание помощи лицам лишившимся единственных пригодных для постоянного проживания жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно, тогда как 14 октября 2013 г. Суриковым Ю.А. приобретено жилое помещение по адресу:,

следовательно, он не нуждается в предоставлении адресной целевой меры поддержки от государства.

Доводы судебных инстанций о том, что указанное жилое помещение не является другим жильем, пригодным для проживания, так как приобретено Суриковым Ю.А. после объявления чрезвычайной ситуации, противоречат положениям пунктов 1.2 и 1.7 Порядка - приложения № 16 к Программе которыми условие об отсутствии у лица, претендующего на меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств, другого жилого помещения, пригодного для проживания, названо в качестве обязательного, и не установлено, что данное обстоятельство (то есть отсутствие другого жилого помещения) должно иметь место на день объявления чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем признание судебными инстанциями за Суриковым Ю.А. и Суриковой Т.В. права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья не отвечает правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, и не направлены на полное восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан.

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник (статья 211 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, как обоснованно указывает заявитель кассационной жалобы, меры социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, направлены на защиту их конституционного права на жилище, а не на компенсацию собственнику утраты его имущества и предназначены для восстановления жилищных прав граждан лишившихся единственного места жительства, и, соответственно, если гражданин (собственник и (или) член его семьи) имеет иное жилье, пригодное для проживания, такая мера ему не предоставляется.

Однако суд в нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм права возложил на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» и Министерство социальной защиты населения Хабаровского края обязанность предоставить Сурикову Ю.А. и Суриковой Т.В. меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданами, признанными пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в то время как истцы не отвечают требованиям пункта 1.2 Порядка - приложения № 16 к Программе.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований Сурикова Ю.А., Суриковой Т.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, однако судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления в обжалуемой части и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сурикова Ю.А Суриковой Т.В. отказать.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 августа 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 декабря 2014 г. отменить в части удовлетворения исковых требований Сурикова Ю А и Суриковой Т В к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.

Принять по делу в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Сурикова Ю А и Суриковой Т В к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на Амуре», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.

Председательствующий

Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 550 ГК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта